Flash Player отсутствует. Загрузить
 
 
Тел.: +7 (495) 363-50-13
 
 
 

Обезвоженные процедуры

Обезвоженные процедуры

Россиянам нужна дешевая химия, а не дорогой натуральный продукт

Елена Мулярова
Ведомости

16.07.2007, №129 (1903)

“Сублимировать можно все, кроме сала и водки”, — убежден директор компании “Галактика Инк” Лев Загойти. В 2000 г., вложив около $0,5 млн, Загойти начал строительство завода по производству сублимированных продуктов. В 2001 г. на этих продуктах компания не заработала почти ничего, в 2006 г. — около 8 млн руб.До перестройки Лев Загойти жил в Тбилиси и занимался физикой твердого тела. После перестройки перебрался в Москву и занялся поставками продуктов питания, в том числе сублимированных, Вооруженным силам. В 1997 г. зарегистрировал компанию “Галактика Инк”. Увидев, что ниша сублимированных продуктов пуста, Загойти решил ее развивать.В пищевой промышленности сублимацией называется удаление в вакуумных установках (сублиматорах) влаги из быстрозамороженных продуктов. Сублимация продуктов впервые была изобретена в Советском Союзе для производства сухих кровезаменителей. В 60-е гг. XX в. сублимированные продукты начали готовить сперва для рациона космонавтов, потом для военных и туристов. Туристы советской эпохи помнят, какая это была гадость. “Закон сублимации прост, — комментирует Загойти, — что положишь в сублиматор, то и получишь. Видимо, раньше в качестве сырья использовали второсортное мясо, хрящи и жилы”.

Советские остатки

В Советском Союзе было построено несколько заводов по производству сублимированных продуктов. На одном из них — Слуцком сыркомбинате (Белоруссия) — Загойти начал размещать заказы на производство сублимированных молочных продуктов — молока, сыра, творога. И одновременно — “собирать остатки советской мысли” для создания собственного производства. Он уговорил технолога Слуцкого сыркомбината Наталью Трико перейти к нему в компанию. “Без нее у нас ничего бы не вышло, — подчеркивает Загойти, — так же как не вышло бы оборудовать завод без единственного в России конструктора сублиматоров Григория Шабетника”. “Для "Галактики Инк" я сконструировал пять сублиматоров на 500 кг загрузки каждый и потом налаживал производство”, — вспоминает генеральный директор ООО “Корпорация СтройАльянс ”. “Мы нашли в Волгограде заброшенное помещение плодоовощной базы, полностью его отремонтировали и переоборудовали”, — рассказывает Загойти. Он утверждает, что начальные вложения в оборудование завода составили около $0,5 млн. “Одна установка для сублимации в зависимости от оснащения стоит $0,3-0,5 млн, — комментирует Шабетник. — Чтобы полностью оснастить такой завод, нужно только в сублиматоры вложить $2,5 млн и примерно 30% этой суммы потратить на морозильные камеры, упаковочное и прочее оборудование”. Загойти говорит, что инвестиции шли постепенно и что только в 2007 г. завод будет окончательно достроен.

Слово за технологом

В 2001 г. завод “Галактика Инк” выпустил первую продукцию — сублимированный творог. Затем — сублимированные ягоды и овощи. И наконец, мясо. “Мы рассчитывали поставлять сублимированные продукты в армию, но военные консервативны, работать с ними тяжело, и мы решили искать других клиентов”, — говорит Загойти. Клиентов первые два года искали на профессиональных выставках. “Множества контрактов это не принесло. Чтобы убедить клиента покупать наши продукты, иногда надо потратить несколько месяцев, — рассуждает Загойти. — Все зависит от технолога. Это он должен понять, что такое сублимированный продукт, зачем он нужен и почему стоит дорого”. Одному из клиентов “Галактики Инк” — компании “Артлайф” (производство БАДов и продуктов быстрого приготовления, Томск) с технологами повезло. “Они мне сразу поставили задачу найти сублимированные продукты, — говорит менеджер отдела закупок компании "Артлайф" Лариса Макарова, — у нас даже речь не шла о сушеных, хотя они дешевле сублимированных в пять раз”. Макарова сама вышла на “Галактику Инк” через Интернет более трех лет назад. “Производители продуктов быстрого приготовления предпочитают сушеное мясо, потому что оно дешевле, ведь все хотят снизить себестоимость, — рассуждает технолог компании "Си-продукт" (производство продуктов быстрого приготовления, Санкт-Петербург) Ирина Баранова. — Но, восстановленное, оно худшего качества и сильно отличается от натурального”. “Си-продукт” — “дочка” компании “Си-Проджект”, с 1995 г. занимающейся производством и продажей продуктов быстрого приготовления. “Галактика Инк” поставляет компании “Си-Проджект” сублимированное мясо нескольких видов и сублимированные фрукты для каш.

Прочь из магазинов

“Сперва мы тоже выпускали готовые продукты — первые и вторые блюда под маркой "Гала-Гала" — для распространения в торговых сетях, но 2,5 года назад от этого отказались, — делится Загойти. — Работать с ними невыгодно”. Теперь продукты быстрого приготовления компания производит под заказ или для туристов. “Это сезонные продажи, которые высоки лишь с мая по июль”, — говорит Загойти. Продукты для туристов компания продает в ТЦ “Экстрим”. “Первые и вторые блюда, каши, кисели, варенье, всего около 30 наименований — они пользуются хорошим спросом у покупателей, — рассказывает менеджер отдела по работе с клиентами ТЦ "Экстрим" Ирина Харломова. — Мы тоже пробовали: разводишь кипятком и ешь, продукты действительно похожи на натуральные”. Сейчас оборот “Галактики Инк” в сегменте питания для туристов составляет до 5 млн руб. в год. Оборот по всей продукции доходит до 70 млн руб. при чистой прибыли 8 млн руб.

Не показатель

“Эти цифры — не показатель, — отмечает Загойти. — Оборот зависит от того, что производишь. Если сырье дешевое, например свекла, то и конечный продукт дешевый, и оборот, соответственно, небольшой. А если это, например, белые грибы стоимостью 1000 руб. за 1 кг, то, сублимированные, они будут стоить 4000 руб. за 1 кг. Или, например, в один год черника может стоить 70 руб. за 1 кг, а в другой — 150 руб. Получается, что мы сушим одно и то же количество продукта, а оборот растет”.

Мясо, молоко, южные ягоды “Галактика Инк” покупает у волгоградских производителей, северные ягоды — в заготовительных компаниях в Вологодской и Костромской областях, в Карелии. Для оптовиков молочные продукты “Галактики Инк” стоят 1000 руб. за 1 кг, мясные — 2300 руб., ягоды — 2000 руб., шампиньоны — 3000 руб., белые грибы — 4000 руб. “Молочные продукты занимают примерно 30% от всей нашей продукции, мясные — 10%, продукты для туристов — 5%, все остальное — овощи и ягоды, — объясняет Загойти. — В месяц наши мощности позволяют выпустить до 15 т продукции”.

Любят химию

“Галактика Инк” едва ли не единственный российский производитель широкой линейки сублимированных продуктов. “Конкурентов в России у нас нет”, — утверждает Загойти. С ним согласна Надежда Морозова с Армавирского мясоперерабатывающего завода, где шесть лет назад начали сублимировать мясопродукты. “У нас небольшие объемы — тонна в месяц, — признается Морозова, — и на рынок мы вступаем туго. Первая причина — процесс сублимации дорог, потому и продукция получается дорогой, вторая — люди мало знают, что такое сублимированная продукция и чем она хороша”. “На рынок пробиться сложно, потому что нашим людям нужна дешевая химия, а не дорогой натуральный продукт”, — категоричен Шабетник. “Потребители не понимают смысла сублимации, боятся этого термина. Сублимация либо будет развиваться, если кто-то возьмет на себя риск разъяснить, чем она отличается от иных способов сушки и консервации, либо не будет, — считает директор по маркетингу ЗАО "Си-Проджект" Дмитрий Козлов. — Шансы здесь 50 на 50”.

Загойти уверен в перспективности рынка сублимированных продуктов. “Они очень удобны для обеспечения труднодоступных районов, например Крайнего Севера, поскольку весят меньше, чем натуральные, и перевозить их гораздо легче”, — говорит он. “Сублимированные мясо, овощи и фрукты хранятся 10 месяцев при комнатной температуре, — добавляет Морозова, — эти продукты рассчитаны на жителей мегаполисов, которым некогда ходить по магазинам, на военных, туристов и северян”. Хоть Морозова не попадает ни в одну из этих категорий, она с удовольствием ест сублимированное мясо, добавляя его в блинчики или макароны по-флотски. Из продуктов собственного производства Загойти тоже предпочитает мясо, но сублимировать собирается все поддающиеся этому процессу продукты. Кроме сала и водки.

РЫНОК УСЫХАЕТ

“Емкость всего рынка ПБП (продукты моментального приготовления и быстрой варки) мы оцениваем в $1,3 млрд, — говорит руководитель аналитического отдела ООО ТД "Роллтон" Ирина Власова. — Темпы роста рынка сейчас снижаются, однако он остается перспективным, так как соответствует тенденции, определяющей развитие рынка продуктов питания, — убыстрению темпа жизни”. “Рост рынка ПБП замедляется, — соглашается директор по маркетингу ЗАО "Си-Проджект" Дмитрий Козлов. — Растет интерес к более сложным блюдам”. Совокупная емкость сегментов каш моментального приготовления и ВПБ (вторых порционных блюд), т. е. продуктов, в которых может быть использована сублимация, по оценке Козлова, составляет $300 млн в год. По мнению Власовой, производители ПБП не спешат использовать сублимированные продукты, потому что они увеличивают себестоимость продукции. Однако “В России увеличивается спрос на натуральные продукты, без консервантов и красителей, — говорит Власова. — Это свидетельствует о будущем потенциальном интересе к сублимированным продуктам”.

Последнее обновление: 09/09/2007 17:29:47

Создание сайтов
 
ООО <КОРПОРАЦИЯ СТРОЙАЛЬЯНС> Москва, тел.: +7 495 363-50-13 E-mail:info@freezedry.ru